Мнение Московского патриархата на проблему «Восточного Папы»
Представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион призвал католиков не навязывать православным модель собственного церковного устройства.
«Насколько две экклезиологические модели — католическая (ориентированная на Рим как центр вселенского церковного единства) и православная (не ориентированная на какой-либо единый центр) — совместимы, может показать только полноценный диалог по вопросу о примате между Католической и Православной церквами», — говорится в заявлении владыки, текст которого был передан его пресс-службой.
Однако такой диалог возможен только в том случае, если Православной церкви не будет «искусственно навязываться экклезиологическая модель, в которой патриарх Константинопольский займет место „восточного папы”», подчеркнул епископ.
По его словам, такой модели в православной традиции не было, и для ее создания нужен, по меньшей мере, Всеправославный собор и согласие всех поместных православных Церквей.
«До тех же пор, пока такой собор не созван и пока православное учение о Церкви остается таким, каким оно было на протяжении многих столетий, ни один делегат не вправе вносить в него какие бы то ни было изменения. И позиция Московского патриархата в данном вопросе будет бескомпромиссной», — отметил иерарх Русской церкви.
Ранее он заявил протест главе Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Вальтеру Касперу, поставившему на голосование в ходе IX сессии смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу в Белграде документ, посвященный авторитету Вселенских соборов.
В нем, в частности, говорилось о том, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв «Вселенского собора» в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать „общие” соборы, в которых участвовали епископы поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».
В ответ на это епископ Иларион выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту. В частности, по его словам, в православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных Церквей стало «общение с Римским престолом».
В свою очередь кардинал В. Каспер выразил удивление тем фактом, что представитель Русской церкви «остановился на одном-единственном пункте дискуссии, которая предполагает множество других вопросов великой важности и сложности для диалога».
По мнению владыки Илариона, В. Каспер, «безусловно, прав, что в данном конкретном случае речь шла о вопросе, по которому нет единомыслия между православными участниками диалога», однако, по его словам, тем более удивительно, что католический кардинал поставил этот вопрос на голосование «и что православные были вынуждены голосовать в присутствии католиков».
«Вопросы, касающиеся православной экклезиологии (учения о Церкви), ее догматического учения и канонического устройства, не могут решаться путем голосования. Единственный путь к решению подобных вопросов — поиск консенсуса внутри православия, а затем, если это возможно, то и между православием и католичеством», — заключил представитель Московского патриархата.
Он напомнил, что у Православной церкви во вселенском масштабе нет единого предстоятеля, единого «верховного первосвященника» (pontifex maximus). Есть «первый среди равных», каковым до раскола 1054 года был епископ Рима, а после де факто стал патриарх Константинополя. Однако православные Церкви расходятся в понимании примата и роли Константинопольского патриарха: «одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие усваивают Константинопольскому патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию», отметил владыка.
Источник: http://www.interfax-religion.ru/