Коляда. Справка
Начало святок приходится на рождественский сочельник (24 декабря по ст. стилю/6 января по новому ст.). Именно в этот момент завершается строгий рождественский пост и начинаются празднества, гулянье и потехи. Одна из древних славянских традиций — колядки, обрядовые песни, с которыми обходились дома. Колядовали в основном молодые люди и дети. Это было своеобразным развлечением молодёжи в те далекие дни.
Такие обходы домов в течение святок проводились трижды: в Сочельник («рождественская коляда»), под Новый год (в день Василия Великого, или Кесарийского — «васильевская коляда»), в канун Крещения («крещенская коляда»).
Святки традиционно делятся на «Святые вечера» — с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января и «Страшные вечера» — с 1 (14) января по 6 (19) января. Святые вечера относятся к Рождеству Христову, а Страшные вечера считались временем, когда бушует нечистая сила.
Слово «коляда» происходит от греческого καλανδαι и латинского calendae, что означает «первый день месяца». Изначально словом «коляда» славяне называли Рождество. Но в современном языке значение изменилось, теперь под колядой понимают именно увеселительные обряды с песнями и обходом домов «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками» или «колядной дружиной» — столько названий было у колядующей молодёжи. В числе колядующих был «мехоноша», собиравший в мешок все подаяния.
Основной смысл колядок — восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные благопожелания, связанные с богатством, довольством и хорошим урожаем. Многие исследователи считают, что в традиции колядования сплелись воедино христианские темы и аграрная магия.
По ходу проведения колядок использовались различные магические ритуалы, например, осыпание дома зерном или выбивание искр из полена. За подобные благие пожелания надо было платить различными вкусностями. Хозяева домов, конечно, знали о том, что к ним придут и заранее готовили угощения. Ведь если пришедшую молодёжь не угостить, можно было за это расплатиться, например, общественным поруганием, которые могло выражаться вот в такой песенке:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Однако случаи исполнения таких угроз были редки, ведь угощать колядующих было народной традицией и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Молодёжь щедро одаривали угощениями, которые потом дружно поедались на совместных посиделках. Если какой-то дом случайно пропускали и не обходили — это воспринималось как плохая примета, предвещающая беду. В дома, в которых в течение года были случаи смерти, колядовать не приходили.
Несмотря на то, что колядками отмечали приход Рождества Христова, сами колядующие воспринимались Церковью как «нечистые». Особенно это относилось к «ряженым» — людям в костюмах и масках (козы, медведя, коня, быка, стариков, цыган, солдат и др.). Переодевание в чужую личину считалось дьявольским действием. Считалось, что в дорождественский период на свободе гуляло много нечисти, и ряженые это отображали. После колядования участники должны были обязательно пройти обряд очищения в церкви или облиться святой водой. А колядующие из южных славян даже воздерживались от секса с супругами в течение нескольких дней после обряда.
Рождественской елки в домах наших предков не было. Елка на Рождество — обычай северных народов, пришедший к нам из Германии лишь в XVIII веке вместе с немецкими колонистами, поселившимися в Петербурге и Москве.
Источник: http://www.myjane.ru/